Методология оценки
Методология и процесс оценки
Процесс оценки включает в себя следующие этапы:
1. Получение предварительной информации от Заказчика:
-
предварительное ознакомление с Объектом оценки и консультации с Заказчиком: Объект оценки, цели и назначение оценки, дата оценки, сроки оценки;
-
согласование стоимости оценочных работ, согласование Договора на выполнение работ.
2. Заключение с Заказчиком письменного Договора об оценке.
2. Инспекций оцениваемых предприятий Оценщиками, интервьюирование руководителей, специалистов, фотографирование объектов, сбор документов
3. Сбор и обработка необходимой внутренней информации:
-
учредительные документы Компании;
-
сведения о лицензиях, патентах и других нематериальных активах;
-
данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к Объекту оценки;
-
иная информация, необходимая для установления количественных и качественных характеристик Объекта оценки.
4. Анализ рынка, к которому относится Объект оценки:
-
данных социально-эконом
ического развития России; -
истории, текущей конъюнктуры и тенденций рынка, к которому относится Объект оценки;
-
данных рынка свободных продаж объектов сравнения (по определённым активам), потребительского рынка и т.д.
5. Определение и учет ограничительных условий и допущений, рассмотрение возможности использования различных подходов и методов оценки Объекта оценки.
6. Описание оцениваемого Предприятия.
7. Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке.
8. Расчеты стоимости Объекта оценки в рамках выбранных подходов к оценке (могут быть применены затратный, сравнительный и доходный подходы).
9. Обобщение (согласование) результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости Объекта оценки.
10. Составление проекта Отчета об оценке и передача его на рассмотрение Заказчику.
11. Обсуждение полученных результатов, составление окончательной версии Отчета и передача ее Заказчику вместе с актом приемки-сдачи услуг.
Методология оценки
В соответствии со сложившейся практикой, оценка стоимости осуществляется с точки зрения трех классических подходов: сравнительного, затратного и доходного.
Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, применение того или иного подхода обусловлено спецификой объекта, целью и назначением оценки. В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов доступной информации.
Затратный подход – методы оценки стоимости, основанные на определении затрат, необходимых для создания аналогичного объекта с учетом его фактического состояния..
Доходный подход – методы оценки стоимости, основанные на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. В основе данного подхода лежит принцип полезности, в соответствии с которым потенциальный инвестор не заплатит за имущество больше, чем приведенная стоимость доходов, которые можно получить от него в будущем.
Сравнительный подход – методы оценки стоимости, основанные на сравнении объекта оценки с объектами — аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.